Edeka – 30% рынка Германии, 45,6 млрд. евро годовой оборот       REWE – 16% рынка Германии, 35 млрд. евро годовой оборот       Kesko - 9,69 млрд. Евро годовой оборот       Intermarche - Франция, 34 млрд. евро годовой оборот       Coop – 16% рынка Швейцарии, 27,8 млрд. Швейцарских франков годовой оборот       CBA – 15% рынка Венгрии, 555 млрд. Венгерских форинтов годовой оборот

Как создать кооператив с ноля? Пример "Северо-Западного Альянса"

Время действовать

Успех любого начинания зависит от четко поставленных целей и задач. Если участники разделяют цели и ценности кооператива, то можно действовать, начиная с любого момента. Когда ПО «Северо-Западный Альянс» начал свою работу по объединению региональных ритейлеров, у его членов  были общие цели, которые и позволили шаг за шагом идти к реализации задуманного. Цель была поставлена четко: создать организацию, которая смогла конкурировать с федеральными игроками и рыночной формой торговли. Исходя из этих целей, участники кооператива в процессе работы создавали продуманный алгоритм действий, которым сегодня готовы делиться с другими участниками рынка. Опыт ПО «Северо-Западный Альянс» можно считать одним из наиболее удачных примеров консолидации ритейла в России на сегодняшний день. В кратчайшие сроки ему удалось создать эффективно функционирующую кооперативную платформу ФРОВ, а также наладить работу по направлению «Алкоголь». Председатель правления ПО «Северо-Западный Альянс» Руслан Магомедов поделился опытом с «Кооперативными вестями».

Когда в начале 2012 г. шло объединение ритейлеров Архангельской области, у его участников уже было понимание, в каких областях взаимодействие можно начинать сегодня. Принцип простой – направления не должны вступать в противоречие с тем, что каждая из сетей делала по отдельности. По словам Руслана Магомедова, к этому моменту были проанализированы итоги прихода федеральных сетей во многие регионы России, где к 2012 г. местных сетей или не осталось, или они находились в очень тяжелых условиях по сравнению с периодом, когда конкуренция была только между «своими». Однако нигде местные предприниматели не смогли или не захотели по-настоящему договариваться о совместной деятельности для повышения конкурентоспособности, и поэтому многие вынуждены были выйти из этого бизнеса. 

 

Платформа ФРОВ

Участники Архангельского кооператива решили не обсуждать, а действовать, и взялись за самые крупные направления: ФРОВ и алкоголь. Так, направление ФРОВ, привлекающее покупателей в магазины, должно занимать не менее 10% в магазине, однако во многие торговые точки до консолидации до этого показателя не дотягивали. «Фруктово-овощная группа считается одной из самых сложных, – говорит Руслан Магомедов. – Главное в этой платформе и других наших проектах – опыт их совместного финансирования. Иными словами, несмотря на конкуренцию за конечного потребителя, участники совместно строят логистику, чтобы снизить затраты и повысить качество продукции».

С июня 2012 г. через платформу ФРОВ ТС «Петровский» – одного из участников кооператива – начались отгрузки в часть магазинов сетей «Фуд Маркет» и «Кошелек». К сентябрю 2012 г. стало очевидно, что кооперативу необходимо создание собственной платформы ФРОВ на новой площадке, так как из-за нехватки площадей сеть «Петровский» не могла обеспечить перевалку планируемых 1300–1500 тонн в месяц. Тогда же и было создано ООО «Альянс», на 100% принадлежащее кооперативу.

Следующим шагом стал поиск помещения под склад. Подходящее место было найдено к ноябрю: договор аренды помещения площадью 2000 кв. м был заключен на 10 лет. В течение декабря шла строительная подготовка склада, а в январе–феврале 2013 г. выполнялся монтаж холодильного оборудования. К моменту полной готовности складских помещений кооперативом были закуплены 6 автомобилей КАМАЗ-57580А (термофургон, подогреватель, гидроборт), а также приобретено необходимое складское оборудование и погрузчики. Основное оборудование было приобретено на ООО «Альянс» (21,5 млн руб. пошли на ремонт, оборудование и технику склада, еще 11,5 млн руб. – на автотранспорт). Источником средств стал беспроцентный займ участников. «Долю определили по суммарному розничному обороту за 2011 г., – объясняет Р. Магомедов. – Оборот градирован шагом в 500 млн руб. Возврат займа предусматривается за счет наложения на оборот согласованного участниками процента. Размером процента регулируется скорость возврата. Сам принцип наложения выравнивает участие в финансировании в соответствии с реальной выборкой ФРОВ. Наложение процента на возврат включается после выхода на полное присоединение участников».

Все это позволило в феврале 2013 г. начать отгрузки в розничные магазины через кооперативную платформу ФРОВ. В результате, если в феврале было охвачено 48 торговых точек, то к апрелю их число возросло до 108 – это все магазины Архангельска, Северодвинска и Новодвинска. Все готово к кросс-доковой отгрузке на распределительный центр в Березнике, к которому привязаны 64 находящихся в области магазина. По мере роста оборота уже к маю потребовалось около 5 млн руб., по состоянию на начало мая 2013. Кооперативная платформа ФРОВ сегодня предлагает 70 ассортиментных позиций. К августу должен появиться бананник, а уже к октябрю 2013 г. на платформу кооператива должен замкнуться весь товар категории «фрукты-овощи».

Алкогольное направление

Параллельно с работой по созданию платформы ФРОВ велась и активная деятельность в направлении «Алкоголь», старт которой был положен в апреле 2012 г. Первым шагом стал сбор информации от участников кооператива по полочному пространству, матрицам и ассортименту.

В первые месяцы кооператив сконцентрировался на категориях «водка» и «вино». В мае 2012 г. начались переговоры с производителями водки, а уже в июне была объединена первая линейка этой категории. К январю 2013 г. успешно завершились все запланированные совместные переговоры. В июне 2012 г. были заведены общие линейки вина Франции, Испании и Италии, а в декабре 2012 г. участники кооператива решили производить дальнейшее расширение консолидации через СТМ и ЭТМ. Что касается российского вина, то в октябре 2012 г. проводились предварительные переговоры, но было принято решение отложить консолидацию до лицензирования склада. Также была собрана предварительная информация о возможностях выпуска СТМ в данной категории. По словам Р. Магомедова, в ходе переговоров с поставщиками кооперативу удалось добиться преимущества от 2% до 12% по сравнению с теми условиями, которые каждая из сетей могла получить в одиночку. Данные показатели – не предел: кооператив по аналогичной схеме с ФРОВ профинансировал алкогольный склад, в мае 2013 года получена лицензия, это должно снизить издержки на логистику участникам кооператива. Станет доступно больше новых контрактов. Наличие собственного оптового склада (так же, как и в случае с фруктовой платформой) позволит ритейлерам полностью контролировать издержки в цепи поставки «производитель–магазин» и управлять товарным запасом.

Что касается собственных торговых марок, то с января этого года на работу был взят специалист по СТМ. Уже разработаны, поданы на регистрацию и приняты Роспатентом заявки на 3 торговые марки местного значения, 1 универсальную и 2 торговые марки импортного вина. В разработке находятся 3 универсальные торговые марки, 1 ТМ местного значения на алкоголь и 2 ТМ импортного вина. По итогам собранной информации о продажах участников составлены планы на запуск 45 SKU собственных торговых марок. Только по импортному алкоголю составлен план запуска 18 SKU. Сейчас ведутся переговоры с производителями о размещении заказа на СТМ, так что в скором времени представители «Северо-Западного Альянса» предложат коллегам новую информацию к размышлению и свежее руководство к действию.

Действия не носящие местного значения кооператив «СЗА» предлагает проводить всем желающим на федеральном уровне на базе ПО «Рост»,  созданных им: торговых комитетах, дочерних предприятиях и бизнес операторе. Объединяя усилия и созданные нематериальные активы в виде СТМ участники могут, в короткие сроки создать общие ценности работающие на всех участников разделяющих идеи кооперации.