Edeka – 30% рынка Германии, 45,6 млрд. евро годовой оборот       REWE – 16% рынка Германии, 35 млрд. евро годовой оборот       Kesko - 9,69 млрд. Евро годовой оборот       Intermarche - Франция, 34 млрд. евро годовой оборот       Coop – 16% рынка Швейцарии, 27,8 млрд. Швейцарских франков годовой оборот       CBA – 15% рынка Венгрии, 555 млрд. Венгерских форинтов годовой оборот

Что такое Потребительское общество

Потребительский кооператив – это объединение денежных паев граждан с целью удовлетворения материальных и иных потребностей. Современное законодательство в России предусматривает возможность создания производственных и потребительских кооперативов. В отличие от производственных, потребительский кооператив – некоммерческая организация, но по закону он имеет право осуществлять коммерческую деятельность, связанную с функционированием данного кооператива. Преимущество такого способа объединения капитала перед обществом с ограниченной ответственностью и иными коммерческими организациями состоит как раз в том, что кооперация предполагает активное вовлечение самих участников в дела кооператива. Коммерческая организация – это, прежде всего, объединение капитала с целью систематического извлечения прибыли, а кооператив – объединение не только капитала, но и усилий пайщиков для удовлетворения своих потребностей.

Каждый член кооператива имеет пай – часть капитала кооператива. Однако при этом каждый пайщик несет материальную ответственность по долгам организации. Это один из минусов такой организационно-правовой формы. Но в итоге данный минус приводит к плюсу: именно поэтому пайщик кровно заинтересован в делах кооператива – он должен держать руку на пульсе, принимать участие в общих собраниях, выбирать лояльное правление, искать реальные способы контроля над деятельностью кооператива, – так как он отвечает своим имуществом по долгам этого объединения в полной мере. Что касается коммерческой организации, акционерного общества или ООО, например, то там участники или акционеры отвечают по долгам компании только в размере стоимости акций или долей и не могут понести большие потери, чем размер уже вложенного в компанию.

Таким образом, пайщик вынужден делать все для того, чтобы ценность этого пая росла вместе со стоимостью имущества кооператива. Ну, а личная заинтересованность в работе компании, как правило, очень положительно сказывается на функционировании организации. История развития кооперации в разных странах показывает, что нет примера ни одной национальной кооперации, которая бы сохранилась при устранении пайщиков от контроля над своим паевым взносом.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», пайщики потребительского общества обязаны соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения общего собрания, других органов управления и контроля потребительского общества. Также они неукоснительно должны выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности.

Из этого следует, что у потребительского кооператива есть возможность требовать от пайщиков соблюдения Основных принципов торгово-закупочных объединений. Таким образом, минимизируется опасность негативного влияния недобросовестного или финансово нестабильного пайщика на кооператив. Для сравнения: в ЗАО, например, обязать акционера соблюдать Хартию, решения общего собрания или продать акции невозможно.

 

На данный момент в России существует достаточно проработанная законодательная база для организации кооперативов. Это Гражданский кодекс РФ, который закрепляет понятия потребительского и производственного кооперативов, Жилищный кодекс (раздел о жилищных и жилищно-строительных кооперативах), Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», ФЗ «о сельскохозяйственной кооперации», ФЗ «О кредитной кооперации» и некоторые другие.

 

Успешность развития кооперации в известной мере зависит от дальнейших шагов по реформированию действующего законодательства, с одной стороны, и применению мер экономического стимулирования участников кооперативного движения исполнительной властью, с другой.

Ведь кооперативы, ко всему прочему, выполняют социальную функцию: участников этих организаций интересует не только вопрос прибыли – они сообща решают и другие задачи, в том числе и социального порядка, задачи удовлетворения своих насущных потребностей. Действительно, это один из способов борьбы с проникновением большого капитала, крупных сетей. Вернее, это способ борьбы за выживание.

Кроме того, кооперативы – способ трудоустройства большого количества людей, удовлетворения их потребностей, создания крупного товарооборота, формирования организационно активных и обеспеченных граждан, которые и могут составить крепкую основу успешного государства, базирующегося на обеспеченном и социально активном гражданском обществе. Таким образом, государство заинтересовано в развитии кооперативного движения, поскольку социальные цели и государства, и кооперативного движения совпадают. Социальная функция кооперативов отмечена даже в конституциях некоторых иностранных государств (например, Италии, Испании или Венгрии). Так, ООН уже в 1989 г. признала кооперативы социально-экономическими альянсами и призвала участников направить свои усилия на предоставление адекватной защиты кооперативному движению.